четверг, 10 мая 2018 г.

О принципах образования

Недавно в интернете я увидела статью про Сухомлинского. Эта фамилия была мне знакома: часто слышала её, путешествуя по Минску. Прочитав публикацию, я удивилась. Оказывается, Василий Александрович входит в число выдающихся педагогов, наряду с Руссо и Песталоцци. 

Картинки по запросу василий сухомлинский

Педагог говорил, что важно поощрять успехи ребенка, вызывать в школу родителей за его хорошие поступки, делать о них записи в дневнике. Оценки должны быть оптимистичными, поощрять труд. Но получать их могут только старшеклассники, в начальной школе детей нельзя запугивать оценками. "Малыш плохо выполняет работу не потому, что не хочет, а потому, что не имеет представления о том, что такое хорошо и что такое плохо,- за что же ему ставить оценку?" 
Воспитание должно быть без наказаний. 
Педагог выделил несколько потребностей ребенка:
1. Материальные потребности - на голодный желудок невозможно постигать знания, человек хочет чувствовать себя уверенным в материальном достатке;
2. Потребность в познании – чувство открывателя, исследователя природы и самого себя. В раннем возрасте эта потребность особенно сильна; 
3. Потребность в человеке как в носителе духовных ценностей – желание общаться, обмениваться мыслями, идеями, проблемами.
В.А. Сухомлинский говорил, что проблемой современного общества является отсутствие гармонии между материальными потребностями и духовными (человек богат, но безнравственен).
Педагог-гуманист создал свою систему эстетического (нравственного) воспитания – красота в природе, в музыке и живописи, в семье. Говорил о необходимости развития положительной эмоционально-чувственной сферы в ребенке. Педагог, будучи против зазубривания материала в школе, поощрял рассуждения, творчество, активность в ребенке. Считал важным веру педагога в то, о чем он говорит детям: «Корень многих бед воспитания как раз в том, что зачастую питомца призывают следовать за знаменем, в то время, как это знамя никто не несет». Говорил о необходимости физического труда ребенка не только для блага общества, но и  для познания ребенка самого себя, раскрытия своих задатков и способностей, что имеет большое значение. Трудовое воспитание, по мнению педагога, должно быть неразрывно связано с нравственным, эстетическим, интеллектуальным, физическим развитием.
Все принципы его воспитания я нахожу правильными и считаю, что они имеют право на существование. Возможно, следование им смогло бы немого улучшить сегодняшнее образование.
Чуть больше о представлениях В.А. Сухомлинского в сфере образования  можно узнать здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий